У нас в течение ряда лет по итогам социалистического соревнования определяли лучшего клубного тренера Свердловской области по хоккею. Несколько раз этого почетного звания удостаивался тренер каменск-уральского «Трубника» Юрий Михайлович Третьяков. Причем одним из решающих моментов при подведении итогов была его успешная работа с юными хоккеистами, хотя сам Юрий Михайлович детским тренером себя вообще не считает. «Жизнь заставила, вот и поработал с мальчишками. А главная моя забота — команда взрослых. Ведь не будет ее — не будет и детских команд У нас всего лишь коллектив физкультуры, а не хоккейный клуб!»
Сейчас Каменск-Уральский является одним из самых перспективных центров области, пытающимся вернуть себе забытую славу хоккейного города, когда в чемпионатах СССР и РСФСР выступали две неплохие каменск-уральские команды — «Металлург» и «Энергия». А тогда...
После окончания Омского института физкультуры Третьяков не очень-то рвался в родной Каменск-Уральский. Ведь он прекрасно знал, что хоккейная лихорадка конца пятидесятых годов в городе прошла и Каменск-Уральский на хоккейной карте области вновь превратился в «белое пятно». Но он | был командирован на учебу Синарским трубным ' заводом и потому уже осенью 1965 года принял дела хоккейного тренера спортклуба «Трубник». Слово «дела» можно было бы сразу поставить в кавычки, потому что тогда на заводе от хоккея попросту отвернулись. Четыре года, четыре долгих года пытался Юрий Третьяков возродить хоккей в Каменске-Уральском, но, так ничего и не добившись, решил принять приглашение руководителей команды ульяновского «Торпедо» поработать там вторым тренером. Откровенно говоря, работа в Ульяновске тогда не заладилась, и через год Третьяков стал старшим тренером команды «Россия» (Краснокамск), выступавшей в первенстве СССР по классу «Б». В первый же сезон Третьяков сумел наладить деловые контакты с тренерами пермского «Молота» В. П. Костаревым и В. В. Фо~ кеевым, которые не только стали присылать на стажировку в Краснокамск своих молодых хоккеистов, но и проводили с «Россией» совместные предсезонные сборы, товарищеские игры, показательные тренировки. Для Третьякова это были годы интенсивной учебы и приобретения опыта тренерской работы.
Летом 1973 года, когда Юрий приехал в родной Каменск-Уральский в отпуск, его неожиданно пригласили в профком Синарского трубного завода, предложили вернуться домой и вновь начать работу в качестве тренера по хоккею.
А начинать пришлось фактически с нуля. Была на заводе группа хоккейных ветеранов, но делать ставку на них значило отказаться от перспективы. Через год-два можно было попросту оказаться у разбитого корыта. И Третьяков решает стать... детским тренером. Точнее говоря, по собственной инициативе он одновременно начал проводить занятия не только со взрослыми хоккеистами, но и с группой 12—13-летних мальчишек.
«Конечно, опыт работы с командами мастеров мне пригодился, но, честно говоря, мальчишки заставили меня учиться заново,— вспоминает Юрий Михайлович.— И если в методическом плане я почти все проблемы решил довольно быстро, то психологическая перестройка далась мне очень тяжело. Даже книги по детской психологии пришлось в библиотеке искать. Да и в техническом плане различия были очень значительными. Ведь ребят приходилось учить буквально азам хоккея: как правильно кататься, как держать клюшку, как ловить на себя шайбу, не боясь ее. Короче говоря, занимался я с мальчишками между делом, а времени на них тратил, пожалуй, больше, чем на взрослую команду. К счастью, мои мучения были вознаграждены полностью. Во-первых, в 1980 году на зональном турнире первенства СССР среди юношей в Ангарске каменск-уральский «Трубник», впервые допущенный к подобным соревнованиям, занял второе среди восьми команд место, опередив «Автомобилист», свердловский СКА, казанский СК имени Урицкого и других старожилов. Во-вто- рых, именно эти ребята после службы в Советской Армии сейчас и составляют костяк команды «Трубник», ставшей в последнее время одной из сильнейших в области: А. Заикин, В. Абакумов, С. Бархатов, В. Хорьков, С. Артемикин и другие. В-третьих, воспитанников каменск-уральского хоккея стали привлекать в команды «Автомобилист» и «Луч». А это своеобразная оценка нашей работе».
Однако сейчас Юрий Михайлович с мальчишками не работает, хотя по-прежнему проявляет постоянную заботу о подготовке резервов в Камен- ске-Уральском. Теперь у него появились помощники из числа бывших воспитанников, которые тренируют детские и юношеские команды «Трубника». «Работать со взрослыми вообще-то интереснее,— размышляет Юрий Михайлович.— Лучше ощущаешь отдачу от своего труда. Но зато у взрослых хоккеистов и характера, и строптивости побольше. Ребятишки буквально смотрят тебе в рот, ловят каждое слово. С ними тренеру проще. Во всяком случае, наставнику, у которого есть педагогические наклонности. Честно говоря, с ребятами я уставал меньше!»
«Почему не стал детским тренером? — задумчиво повторяет мой вопрос Третьяков.— Вообще- то с ребятишками повозиться я люблю, это верно. И задачу подготовки хоккейной смены считаю одной из важнейших. И все-таки... Вот представьте, на заводе работают два одноклассника: один — чернорабочим, другой — мастером. Насколько будет разной оценка их успехов, которую дадут, скажем, бывшие друзья по школе. Вот так и у нас. Должность детского тренера, откровенно говоря, уж очень непрестижна. Руководители относятся к детскому тренеру как к чернорабочему, а сам тренер считает свою работу временной и всей душой стремится в мастера. А вообще-то на периферии детских тренеров, по-моему, пока просто нет вообще. Есть тренеры, которые волею судеб проводят занятия с юными хоккеистами. А ведь нужна специализация, в этом я убедился на собственном опыте. Понятно, что проблема очень сложная: нужные ставки, люди, лед, инвентарь и т.д. Но главное, повторяю, нужно изменить наше отношение к детским тренерам. Ведь в их руках будущее свердловского хоккея!» |